Качественная настройка сабвуфера в авто. Что такое фильтры HPF, LPF и Bandpass? Что такое low pass на усилителе


On Июн 06, 2017 |

В этом видео говорим о настройке. Дмитрий Приколота рассказывает, какие базовые срезы и их порядки можно выставить при настройке двух — и трёхполосной акустики, как ближнего поля, так и эстрадных компонентов. Смотрите видео здесь:

Если вам понравилось это видео, делитесь им с друзьями, пишите комментарии!

Как выставить срезы и порядки в компонентной акустике

Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Очень часто задаётся вопрос: «А как же выставить срезы?», «Какие срезы? Порекомендуйте на ту или иную акустику». Поэтому мы решили записать такое небольшое видео, в котором было бы рассказано о базовых настройках частот срезов и их порядков. То есть, как «расфильтровать» акустику, как для компонентной акустики, так и для эстрадной.

Но, повторюсь, данные рекомендации, это всего лишь база. У каждой системы итоговые настройки фильтрации будут отличаться. Почему? Потому что всё зависит: от самих компонентов, непосредственно от «железа» и от того, что вы хотите в итоге получить.

Итак, давайте рассмотрим базовые настройки фильтрации. Для компонентной акустики: на ВЧ HPF - 4 кГц вторым порядком, для мидбаса HPF 80 Гц, а LPF - 3,15 кГц. Это всё вторыми порядками. LPF для сабвуфера - 63 Гц, вторым порядком. Как вы увидите далее, для сабвуфера данный параметр не будет меняться в принципе.

Ещё одно такое важное уточнение или замечание: неважно, где у вас происходит фильтрация сигнала - в головном устройстве, в усилителе. Важно то, в каком виде и как «порезанный» сигнал доходит непосредственно до самих динамиков.

Для твитера, в данном случае, HPF - срез 6,3 кГц вторым порядком. Для среднечастотных динамиков low pass filter - 4 кГц, вторым порядком, то есть - 12 децибел на октаву. Для среднечастотников с жёстким диффузором HPF - 500 Гц, вторым порядком. Для среднечастотников с купольным диффузором HPF будет 1,25 кГц, вторым порядком. Связано это с возможностями и конструктивными особенностями тех или иных среднечастотников.

Для мидбаса, в данном случае… Вернее, правильно его будет назвать уже мидвуфером, HPF мы выставляем на 80 Гц, вторым порядком. Low pass filter 250 Гц, вторым порядком. Ну и на сабвуфер, как уже было сказано, мы оставляем LPF на 63 Гц, вторым порядком.

Что касаемо эстрадной акустики, здесь всё меняется, немножко становится по-другому. Для ВЧ-звена high pass filter - 8 кГц, вторым порядком. В данном случае, для классической «двушки» HPF - 160 Гц, вторым порядком, а low pass filter - 4 кГц, также вторым порядком. Для сабвуфера мы оставляем low pass filter на 63 Гц, вторым порядком.

Если мы строим эстрадную систему, но уже трёхполосную, то всё тоже немного меняется. High pass filter для ВЧ у нас также остаётся на 8 кГц, вторым порядком. Для среднечастотного звена LPF - 4 кГц, вторым порядком, HPF - 500 Гц, вторым порядком. Для мидбасового звена HPF - 120 Гц, вторым порядком, а LPF - 250 Гц, вторым порядком. И сабуфер (LPF) также остаётся на 63 Гц, вторым порядком.

Итак, подытожим! Данные рекомендации по фильтрации системы являются базовыми, и от них мы будем отталкиваться при настройке своей аудиосистемы. В процессе настройки мы можем изменить не только частоту среза. Всё зависит от возможности нашей аудиосистемы. Это необходимо слушать. Может мидбас чуть ниже сможет играть, возможно его нужно будет немного «распустить» сверху. Может твитер сможет забраться немного ниже, а при этом не будут возникать какие-нибудь артефакты, искажения в звучании.

То же самое касается и эстрадных систем. Но помимо того, что мы с вами будем менять в процессе настройки частоту, также если ваша конфигурация аудиосистемы и возможности фильтрации позволяют порядки, то, естественно, тут же меняются и порядки. Таким образом, меняются порядки, если нам нужно понизить частоту, то порядок надо сделать повыше. Если частоту нужно повысить, то порядок надо понизить, то есть, перейти на первый порядок.

Это всё решается непосредственно в процессе настройки аудиосистемы. Окончательные срезы будут у вас в машине индивидуальными. Срезы от чужой машины вам не подойдут, скорее всего. За редким исключением, если системы будут практически идентичными.

Многие считают, что автомобильные сабвуферы - это удел молодых людей, желающих подчеркнуть уникальность своей машины и выделить её из длинного ряда ей подобных. Но это не так. Сабвуферы ставят и взрослые люди. Не для того, чтобы кому-то что-то доказать и выделиться, а для того, чтобы ощутить весь диапазон звуков, выдаваемых автомобильной стереосистемой. Но чтобы это произошло, сабвуфер необходимо настроить. В этой статье поговорим о том, как это сделать.

Для чего нужна настройка сабвуфера

Если коротко - для того, чтобы с его помощью максимально точно воспроизводились низкие музыкальные частоты. Если устройство настроено верно, то динамический диапазон воспроизведения музыки значительно расширяется, что позволяет автолюбителю улавливать звуковые колебания не только ушами, а буквально всем телом.

Обычная пара автомобильных колонок с этой задачей не справится. Колонки отлично передают высокие и средние звуковые частоты, но вот с трансляцией басов у них серьёзная проблема, которая возникает из-за их конструктивных особенностей. Так что если автолюбитель желает слушать музыку во всём её великолепии, ему придётся установить и настроить дополнительное устройство, каковым и является сабвуфер.

Музыка для настройки сабвуфера

Существуют специальные программы (так называемые тонгенераторы), позволяющие настроить сабвуфер в машине. Это удобно и быстро, однако не следует забывать одну простую деталь: человек в машине будет слушать музыку, а не тонгенератор. И полагаться он будет не на дисплей осциллографа, а на собственные уши. Следовательно, проверять сабвуфер следует только с помощью музыки, дабы не выпадать из звукового контекста. А выбирая музыку для проверки, следует помнить, что в любом музыкальном произведении есть два типа низких частот:

Отсюда вывод: оптимальным вариантом для проверки сабвуфера будет музыка, в которой задействованы не электронные, а настоящие инструменты. Хорошим вариантом могут быть классические произведения, в которых низких частот тоже хватает.

Вначале следует сказать, что настраивать это устройство обычно начинают ещё на этапе создания деревянного короба под низкочастотный динамик. Уже тогда учитываются размеры салона машины, мощность подключаемого усилителя и направление музыки, которую водитель предпочитает слушать. Затем начинается тонкая настройка фильтров, на которой мы и сосредоточимся.

Фильтр LPF

LPF включается либо на усилителе сабвуфера, либо в магнитоле. Аббревиатура LPF означает low pass filter. Задача фильтра - пропускать на динамик сабвуфера низкие частоты, обрезая частоты высокие.

  • открывается доступ к регулятору LPF (обычно он располагается на задней стенке усилителя);
  • с помощью обычной плоской отвёртки этот регулятор поворачивается по часовой стрелке до частоты в 55–60 Гц. Это оптимальная частота среза для большинства автомобильных сабвуферов среднего ценового диапазона (возможно, в дальнейшем её придётся слегка подкорректировать);

Subsonic

  • регулятор фильтра Subsonic также располагается на задней крышке сабвуферного усилителя;
  • плоской отвёрткой этот регулятор поворачивается на величину, которая будет примерно на 5 Гц ниже частоты фазоинверторного порта;

Пример: если фазоинвертор работает на частоте 40 Гц, то Subsonic следует устанавливать на 35 Гц. А штатную частоту фазоинвертора можно узнать в инструкции к сабвуферу.

Настройка уровня Gain

Gain - это уровень входной чувствительности сабвуфера. И его тоже необходимо отрегулировать (на некоторых усилителях этот уровень обозначается словом Level).

  • регулятор Gain может располагаться как на задней, так и на передней панели усилителя. Всё зависит от конкретной модели;
  • в ручке регулятора имеется прорезь в виде стрелки, в которую вставляется плоская отвёртка (диапазон регулируемых напряжений обычно варьируется от 0.2 до 5 вольт);
  • сначала регулятор Gain выставляется на минимум, после чего с магнитолы на сабвуфер начинает подаваться музыкальный сигнал с постепенным увеличением громкости. Подаётся он до тех пор, пока не появятся первые искажения звука;
  • как только это произошло, ручка громкости магнитолы поворачивается обратно до появления чистого звука;
  • теперь регулятор Gain с помощью отвёртки поворачивается по часовой стрелке до появления первых искажений;
  • после их появления регулятор откручивается назад не пару делений до появления качественного звука;

Установка акустической фазы

Если фазировка настроена верно, то сабвуфер будет звучать вместе с фронтальными колонками. Если же сабвуфер, по ощущениям водителя, грохочет где-то в районе багажника, значит, акустическую фазу следует отрегулировать.

  • регулятор фазовращателя находится на передней стенке сабвуферного усилителя и обозначается как Acoustic phase;
  • он поворачивается вручную по часовой стрелке до тех пор, пока фаза не «развернётся» под нужным углом и сабвуфер не зазвучит как единое целое с фронтальными динамиками;

Настройка стыка сабвуфера и средних частот

Здесь преследуется следующая задача: максимально точно состыковать по частотам сабвуфер и фронтальные колонки. К примеру, если нижние частоты сабвуфера обрезаны до 60 Гц, а «низ» в колонках выставлен на 100 Гц, то в звучании этих устройств могут возникнуть хорошо различимые на слух провалы. Для их устранения потребуется коррекция фильтра LPF, о которой уже упоминалось.

  • музыка, богатая низкими частотами, подаётся на колонки и усилитель сабвуфера;
  • регулятор фильтра LPF поворачивается отвёрткой вначале на пару делений против часовой стрелки, а если провалы не исчезли - на три деления по часовой стрелке. Обычно этого бывает достаточно для точной стыковки частот колонок и сабвуфера;

Видео: настройка сабвуфера в автомобиле

Итак, для точной настройки сабвуфера автовладельцу придётся больше полагаться на субъективные ощущения, а не на показания приборов. Объяснение этому простое: машины у всех разные, предпочитаемая музыка - тоже разная, да и конструкции сабвуферов могут существенно отличаться. Но даже в таких условиях необходимо уделить самое пристальное внимание настройке фильтров. Потому что без этого сабвуфер не будет звучать в полную силу.

Это такой фильтр в звуковой аппаратуре, который обрезает все звуковые частоты ниже частоты установки фильтра. На графике это выглядит так:

Включать этот фильтр нужно обязательно в том случае если вы подключили к усилителю акустику размером 10, 13 а иногда и 16 см. Для такой акустики необходимо убрать частоты ориентировочно ниже 100 Hz, 70 Hz, 50 Hz соответственно. Обрезают низкие частоты для того чтобы не перегружать акустику небольшого размера басами. От этой перегрузки мало того что портится качество звука, акустика может запросто выйти из строя. Настраивайте фильтр на слух, для каждой конкретной акустики и места её установки настройка может быть разной.

На большинстве усилителей этот фильтр включается переключателем вроде этого:

Т.е. вы можете включить либо фильтр HPF или фильтр LPF или вообще отключить фильтры. Также есть потенциометр выставляющий частоту (в данном случае 50-150 Hz хотя бывают настройки и пошире). В дорогих усилителях существует возможность включить одновременно и HPF и LPF фильтр, получив таким образом полосовой фильтр (Bandpass).

LPF (Low Pass Filter)

— фильтр, пропускающий звук ниже частоты настройки фильтра. Обычно такой фильтр используют при включении сабвуфера или мидбасовых динамиков. На графике это выглядит так:

Если вы подключаете сабвуфер и он расположен в багажнике то частота настройки фильтра должна быть не выше 70Hz, иначе велика вероятность того, что звук сабвуфера будет локализованным (вы будете слышать сабвуфер сзади, отдельно от всей музыки). Это связано с особенностями человеческого слуха-человек начинает понимать откуда идет звук частотой выше где-то 70Hz. Поэтому сабвуфер в автомобиле стараются «обрезать» как можно ниже, чтобы казалось что звук идет «отовсюду» а не из багажника. Если ваш сабвуфер расположен спереди, под сидением например, то можно поднять частоту среза даже до 150Hz. В любом случае, задача всей настройки-добиться слитного звучания музыки в машине, в идеале вы не должны слышать отдельные динамики а только музыку в целом. Опытной настройкой фильтров добейтесь наилучшего результата.

Фильтр Bandpass (полосовой фильтр)

Полосовой фильтр — это когда включены оба фильтра — и HPF и LPF одновременно. Применяется к примеру при подключении среднечастотных динамиков в многополосных системах, таким образом вы подаете на динамик только те частоты с которыми он рассчитан работать, отделяя все лишнее.

Выбор редакции